четверг, 29 июня 2017 г.


Развитие танцевального творчества и музыкально-ритмических движений в музыкальных играх-этюдах
Использование музыкальных игр-этюдов в развитии танцевального творчества у детей.
Одной из центральных задач современной системы дошкольного образования является воспитание творческой личности ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013 г.) одной из важнейших целей прописано "создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром ".
Одной из наиболее приемлемых методик на современном этапе развития музыкально-ритмического и творческого воспитания являются музыкальные этюды. Именно эта форма детского творчества позволяет реализовывать индивидуально-творческое начало дошкольника, а также отвечает возрастным особенностям ребенка.
Организуя творческую работу с детьми посредством музыкальных этюдов, необходимо учитывать, что данный вид деятельности является не только игрой, но и несет в себе определенной познавательный элемент, позволяет развить эмоциональное, художественно-эстетическую сторону личности.
Создание собственного музыкально-игрового образа составляет суть методики музыкальных этюдов. С одной стороны, этюд – это определенное техническое задание, которое помогает освоить что-то новое, незнакомое, повысить свое мастерство. В области игры на музыкальных инструментах этюды – это технически сложные музыкальные пьесы, исполнив которые, маленький музыкант приобретёт определенный навык. В хореографии этюды – это маленькие законченные произведения, учебные или танцевальные, которые приближаются к самостоятельному художественно выразительному номеру.
При работе с детьми дошкольного возраста понятие "этюд" используется в несколько ином значении. Этюды – это творческие, игровые задания, в процессе которых дети получают возможность для творческой реализации.
Использование музыкальных этюдов преследует определенные цели, среди которых: Обогащение ребенка новыми впечатлениями, развитие эмоционального начала, необходимого для полноценного личностного развития.Развитие фантазии, воображения путем сочинения движений под песню или инструментальную музыку. Формирование представлений о различном характере музыки и средствах ее выразительности. Развитие координации, пластичности, умения ритмично двигаться, освоение определенных танцевальных движений в импровизационной деятельности.
Музыкальные этюды делятся на две основные группы: Сюжетные, несюжетные.
Несюжетные игры предполагает предварительное прослушивание музыки, определение на слух образов, характера, элементов музыкальной формы. Педагог помогает детям придумать те движения, которые можно совершать под музыку, а при повторном прослушивании дети могут исполнять танцевальные и ритмичные движения самостоятельно.
Несюжетные этюды могут быть применены как на одном занятии, так и повторяться несколько раз. Неоднократное повторение этюдов преследует цель глубокого освоения художественного музыкального произведения, а также позволяет детям совершенствовать свои движения под уже знакомую музыку.
Несюжетные игры сложней для восприятия детьми, имеющими конкретно – образное мышление. Однако только сюжет и использование программной музыки существенно упрощает их восприятие, в связи с этим несюжетные игры не менее полезны для музыкально-ритмического и творческого воспитания дошкольников.
В качестве примера несюжетнонго этюда можно привести тему с вариациями, когда дети определяют на слух уже знакомую мелодию, звучащую в нескольких вариантах. После прослушивания музыки педагог предлагает детям придумать на каждое изменение характера свое движение (плавный шаг, подскок, бег, ходьба).
Несюжетные этюды в работе со старшими дошкольниками могут иметь музыкально-терапевтическую направленность. Также элементы музыкальной терапии возможно применять для достижения релаксации, для гармонизации ребенка, что особенно актуально в современном мире с его высоким жизненным темпом.
Сюжетные музыкальные этюды могут быть использованы как в групповой, так и в индивидуальной работе. В групповой работе неизбежно встречается элемент подражания, когда малоактивные дети копируют движения детей более активных, с развитой фантазией и музыкально-ритмическими навыками. Избежать подобного копирования невозможно, однако оно несет и определенную развивающую направленность – позволяет детям лучше осознать собственные движения, взглянуть на них со стороны, точнее освоить пространство зала в совместной деятельности, научиться определенному социальному взаимодействию.
Методика музыкальных сюжетных этюдов строится следующим образом: педагог рассказывает сюжет (чаще всего сказочный), который лежит в основе задания. Затем исполняется музыка, и ребенок исполняет движения под музыку без показа педагога, по собственному наитию. Здесь важна эмоциональная отзывчивость на музыку, точность в передаче определенных образов, деталей сюжета посредством движений, мимики, пластики.
Музыкальный сюжет предполагает: Наличие сказочной истории, придуманной педагогом или специально подобранной. Музыкальное произведение, исполненное на фортепиано или воспроизведённой в записи, музыкальные образы которого полностью соответствуют сказочной истории, в том числе деталям ее сюжета.
Сюжет музыкального этюда не должен быть многосоставным, сложным. Он должен быть ориентирован на образы, понятные и близкие детям, а также учитывать объем памяти ребенка старшего дошкольного возраста.
Формируя задания для музыкальных этюдов, необходимо помнить: дети лучше всего реагируют на яркие образы, а также на музыкальные произведения с сильно выраженным эмоциональным началом. Музыка должна трогать душу ребенка, побуждать его к творческой активности. Подбор музыки и сюжета (или просто музыки во вне сюжетных этюдах) составляет важнейший элемент методики музыкальных этюдов.
Кроме содержания музыки, существует ряд педагогических условий, в которых использование музыкальных этюдов является наиболее эффективными.
В дошкольном образовании музыкальные этюды могут быть применены на музыкальных занятиях (входит в основную программу дошкольного образования).
Особенностью использования музыкально-ритмических этюдов является принцип интеграции в данной форме музыки и танца, что позволяет использовать их на различных занятиях с детьми. В любом случае, для детей старшего дошкольного возраста данная форма работы является творческой. В статье Е.Б. Юнусовой, посвященной педагогическим условиям развития хореографических умений у старших дошкольников, осуществлена классификация занятий по современной методической литературе. Согласно мнению автора, существует "творческий тип занятий", направленный на раскрытие потенциала ребенка и формирование у него умения составлять "несложные хореографические этюды и композиции ".
Необходимо подчеркнуть, что на занятии с традиционной ориентацией (дети повторяют за педагогом), старшему дошкольнику сложно перестроиться на творческую самореализацию. Дети привыкают к определенным типам задания, к определенной манере общения педагога дошкольного образования. Если выбран авторитарный стиль педагогического общения, тогда чрезвычайно сложно создать условия для реализации методики музыкальных этюдов. Для того, чтобы дети могли проявить свое индивидуально-творческое начало, необходимо создать развивающую среду для этого и использовать свободный, открытый стиль общения с ними.
Для открытого стиля общения со старшими дошкольниками важно интересоваться их мнением, выслушивать их эмоционально-образные характеристики музыки, а также впечатления от проведения тех или иных музыкальных этюдов. Если дети в словесной манере не боятся проявить инициативу, доверяют педагогу, могут раскрыть свои чувства и впечатления, тогда они смогут осуществить творческую деятельность и в музыкальном этюде.
Не менее важна определенная развивающая среда, в рамках которой ребенок может реализовать свое творческое начало. Для формирования развивающей среды необходимо подготовить определенный реквизит, который отражает характер сказочной сюжетной истории или характер музыкального произведения в не сюжетном этюде. Это могут быть: Персонажи кукольного театра, перчаточные куклы. Платки, венки и др. с помощью которых можно создать образы (платками украсить голову, изображая русских красавиц, и т.п.). Раздаточный материал (грибочки, шишки, цветочки и т.п.), с помощью которых дети выполняют определенные движения по сюжету (собирают грибы или цветы, и т.п.).Стулья, которые в разных сказочных историях могут изображать различные объекты (скамейка, пенек, паровоз и т.п.), развивая воображение ребенка. Флажки, ленты, с которыми дети могут выполнять привычные танцевальные движения. Спортивный инвентарь, который используется с включением творческого начала ребенка (например, скакалку разложить кругом, изобразив озеро и т.п.).Специально приготовленный педагогом реквизит, позволяющий детям глубже проникнуть в содержание сказочной истории, в характер музыки.
В проведении музыкального этюда очень важно отмечать успехи детей, при этом уделить внимание каждому ребенку. С точки зрения особенностей возраста это очень важное условие для успешного проведения музыкальных этюдов и достижения целей и задач.
Иногда сюжетные музыкальные этюды исполняются несколько занятий подряд, однако при этом они не должны заучиваться. Если дети начинают механически повторять движения, теряют интерес к сюжетной истории – значит потенциал данной игры исчерпан, и ее необходимо сменить. Внимание и педагогический талант педагога дошкольного образования заключается в уместном использовании творческих заданий, в создании творческой атмосферы при работе с детьми, а также в подборе заданий в соответствии с индивидуальными предпочтениями ребенка, что прописано во ФГОС.

Выводы

Музыкальные этюды – это форма музыкально-ритмического воспитания, способствующая развитию личностного потенциала дошкольника, формированию у него творческого начала.
Специфика работы с детьми старшего дошкольного возраста диктует свои особенности применения методики музыкальных этюдов:
1. Опора на знания и умения, опыт эмоционального восприятия музыки, который дети получили к данному возрасту.
2. Использование музыки, понятной и доступной детям данного возраста.
3. Опора на танцевальные движения, которые дети знают и умеют исполнять. Отсутствие в музыке тех звучаний, которые предполагают сложные движения, которые дети еще не могут исполнить.
4. В сказочном сюжете учитывать возрастные особенности старших дошкольников, те социальные роли, которые они проигрывают в свободное время.
5. Учитывать индивидуальное начало, интересы детей. Включать музыкальные этюды на те темы, которые наиболее интересны детям.
6. Поощрять детей, отмечать их успехи.
Среди важнейших условий успешного применения музыкальных этюдов:
- Развивающая среда, в которой дети могут полно проявить свое творческое начало.
- Открытая модель общения педагога с детьми.
Каждый ребенок одарен с детства. Раскрыть творческие способности, помочь развитию мышления и креативности – высшая цель процесса развития и воспитания в дошкольном детстве.
Поэтапное развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям (движение рассматривается как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом).
1-й этап - развитие способностей к музыкально-ритмическим движениям в опоре на способность детей к подражанию. На этом этапе мы начинаем знакомить детей с новой музыкально-ритмической композиций и опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движения и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях). Использование «вовлекающего показа» помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание.  Показ должен быть «опережающим», то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию. Другими словами, необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки.  
  Благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями, которые они могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями.  В процессе совместного исполнения важно дать детям почувствовать свои возможности, закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, запоминаются и автоматизируются. Конечно, у детей это происходит по-разному - у кого-то быстрее и легче, а у кого-то медленнее, с каким-то своеобразием. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний (на этом этапе работы), не фиксировал внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных композициях, будут освоены.
2-й этап - развитие умения самостоятельно исполнять упражнения, движения, композиции. После того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиций, педагог развивает у детей умения самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения. Происходит это постепенно, как бы незаметно для занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля. Постепенно детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца (иногда можно подсказывать некоторыми жестами). На этом этапе используются следующие приемы:
показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога - по очереди или по желанию);
показ упражнения условными жестами, мимикой; - словесные указания;
«провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.
Не все композиции следует выучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения по памяти. Наша задача - накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться (чтобы добиться автоматизма, то есть навыка), и этот этап работы мы рассматриваем как интенсивный тренинг.
Однако, некоторые композиции, удобные для включения в развлечения, утренники, игры-драматизации (эффектные, «зрелищные») - мы разучиваем с детьми с целью последующего выступления. В этом случае велась более тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей важно было воспитать чувство красоты, культуры движения, стремление все делать с полной отдачей сил.
Таким образом, параллельно присутствуют два уровня в работе над композициями: «тренинг», исполнение по показу (без тщательной отработки движений) и подведение детей к самостоятельности, выразительности исполнения движений (на отдельных композициях, доступных индивидуальным возможностям детей) с целью воспитания и развития личности ребенка. Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения и показывает уровень развития важнейших психических процессов - воли, произвольного внимания, музыкальной и двигательной памяти.
3-й этап - развитие способности к творческому самовыражению в движении под музыку, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения. Этот этап обучения способствует развитию способности детей к самовыражению в движении под музыку, формированию умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна, так как именно в развитии способности к импровизации концентрируется основная идея -владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода. Происходит это тоже постепенно. Так, в некоторых композициях сразу заложена «вопросно-ответная» форма исполнения, где предполагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент - проигрыш, припев и т.д. Например, в композиции
«Танцуйте сидя» дети на проигрыш сами придумывают упражнения. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют переключаемость внимания и развитие произвольности движений, а с другой - готовят к импровизации на целостные музыкальные произведения.
Затем переходим к несложным творческим заданиям, к которым относится инсценирование песен. Для подобных заданий подбираются песни с ярким, динамичным сюжетом, побуждающим к движению («Кошки-Мышки», «Все мы делим пополам» В. Шаинского и др.). Так, в начале, детям предлагается прослушивание песни, проговаривание текста, затем - игровые «пробы», в которых дети пытаются выразить в движениях содержание песни. Роль педагога -наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, но, ни в коем случае не перехватывать инициативу, а помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции.
На этом этапе работы мы использовали следующие методические приемы:
слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесные описания музыкальных образов;
подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ; пластические импровизации детей, «пробы» - без показа педагога;
показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.
Взрослые только иногда включаются в движение, чтобы стимулировать активность детей. Как правило, такая необходимость возникает в связи с оформлением движений, придуманных детьми, в единую композицию, так как это еще сложно для дошкольников. К каждому этапу мы подходим последовательно, но, в тоже время, они могут сочетаться.
Выбор оптимальных методов и приемов обучения
Метод образно-игрового вхождения в музыку; метод контрастных сопоставлений; метод творческих заданий; импровизация; сочетание наглядно-слухового, наглядно-зрительного и тактильно-мышечного приемов; соревновательный прием; игровой прием; прием «провокаций», «вовлекающий» показ; сочетание групповых и индивидуальных форм работы; подбор специального индивидуально-ориентированного музыкального материала; использование музыкально-ритмических движений в других видах музыкальной деятельности в качестве методического приема способствуют обеспечению максимально комфортных условий для занятий с детьми и являются наиболее эффективным способом достижения результатов. Для того, чтобы научить детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая в пластике музыкальный образ необходима интенсификация самой музыкально-ритмической деятельности. Здесь мы имеем в виду увеличение времени занятий движениями, то есть активизацию двигательной активности детей под музыку в процессе всего времени пребывания в детском саду (на зарядке, занятиях, между занятиями, на прогулке и т.д.), и, кроме того, увеличение объема разнообразных движений в упражнениях. Но если этот процесс не сделать радостным, привлекательным для детей, то, скорее всего, он превратится в муштру, что нередко встречается в практике некоторых педагогов.
Также важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции у детей развиваются разнообразные умения и способности, а также формируются важнейшие качества личности.
 Мы стремились сделать привлекательным процесс занятий путем подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, вызывающих у детей эмоциональный отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.
  Не менее интересными и познавательными для детей являются пластические этюды, которые можно исполнять с атрибутами (ленточки, мячи). Этот вид музыкально-ритмической деятельности, с одной стороны, требует четкого, правильного выполнения движений, которые имеют в основном спортивную направленность («езда на велосипеде», полуобороты туловища направо и налево, взмахи руками и др.) и способствуют развитию у детей координации движений, гибкости и пластичности. С другой стороны, направлен на реализацию ребенком собственного понимания музыки.
И, несомненно, важное условие эффективности воспитательного процесса - согласованность действий всего педагогического коллектива, использование единого репертуара по ритмике в разных формах работы, а также единства в подходах и требованиях разных специалистов. Один педагог как бы подхватывает и углубляет, дополняет на своих занятиях один и тот же музыкально-ритмический материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (например, по развитию речи, формированию математических представлений, ознакомления с окружающей природой.
Включение разнообразных видов музыкально-ритмической деятельности в различные формы организации педагогического процесса в дошкольном учреждении (утренняя зарядка, бодрящая гимнастика после дневного сна, досуговые мероприятия, занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, самостоятельные игры, прогулки) позволяют сделать занятия интересными, увлекательными, снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение детей, сконцентрировать их внимание.
На утренней зарядке необходимо давать детям определенную нагрузку. С учетом этого рекомендуется подбирать композиции с интенсивными по физической нагрузке движениями, соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей. Желательно, чтобы дети уже были знакомы с упражнениями, иначе их развивающий эффект снижается.  
В бодрящей гимнастике физическая нагрузка не должна быть большой, так как ее назначение - привести детей в бодрое состояние, поэтому лучше подбирать упражнения игрового характера и спокойные по темпу. С этой целью мы используем упражнения «Мы проснулись», «Солнышко». Используем данные упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.
 На занятии по развитию речи дети разговаривают о птицах и насекомых, которых мы можем увидеть в лесу, на лесной поляне летом, они рассматривают картинку с изображением кузнечика, составляют небольшие рассказы про этого насекомого. Итогом этого занятия может стать исполнение знакомой детям танцевальной композиции «Кузнечик» на музыку В. Шаинского. На занятии по ознакомлению с окружающим миром «Дети и природа» дети рассказывают об осени, о том, что происходит в это время года в природе: часто идет дождь, на улице становится холоднее, листья желтеют и когда подует ветер - плавно и мягко падают на землю. Изображая покачивания деревьев,   кружение  листьев  дети  выполняют  творческое  задание  на  выразительность пластического образа в танце «Мы - осенние листочки». На математическом занятии, которое отмечается высокой умственной активностью и малой подвижностью использование игровых, танцевальных композиций «Кот Леопольд», «Танцуйте сидя» в качестве физкультминуток является средством расслабления, переключения внимания, а также повышения психофизического тонуса детей.
 Для активизации внимания детей, пробуждения и поддержания у них интереса к музыке, к творчеству, развития творческого воображения целесообразно включать некоторые виды музыкально-ритмической деятельности и на занятия по изобразительной деятельности. Так, например, композиция «Волшебный цветок» (муз. Ю. Чичкова) можно включить в занятие по теме: «Цветок в подарок маме». Дети слушают песню, после чего выполняют пластическую импровизацию: стараются представить, как выглядит «волшебный» цветок, как колышатся на ветру его стебелек и листья, и показывают это в движении. Затем рисуют его или выполняют аппликацию.
 Воспитательное воздействие музыкально-ритмическая деятельность оказывает и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулке является летний период. В это время на участке мы организуем интересные игры, водим хороводы: «Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Земелюшка-чернозем» р. н. п. в обр. Е. Тиличеевой и др.
Воспитатели с музыкальным руководителем организуют подвижные игры с пением. Например, в игре «Теремок» дети образно-игровыми движениями стараются «оживить» сказочных персонажей - лягушку, мышку, зайчика, медведя, петушка, используя элементы костюмов, шапочки героев сказки.
Таким образом, опытный педагог средствами ритмопластики, движений под музыку за считанные минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысит настроение детей, сконцентрировать их внимание. Следовательно, музыкально-ритмические движения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения.
Такая система работы способствует достижению следующих результатов:
дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;
процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени - два-три занятия;
дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении.
Еще одним преимуществом использования такой системы работы является то, что педагог значительно меньше усилий тратит на разучивание репертуара. «Педагогика должна быть экономной» - вот девиз предлагаемого подхода. Поэтому важно пересмотреть содержание работы, убрать все лишнее и объединить усилие всех специалистов, а детям предоставить больше времени для самостоятельных игр, творческой деятельности и прогулок.
 Основное  требование к качеству движений – это их слитность с музыкой. Чем качественней эта слитность, тем точнее движения передают развитие музыкальной речи, тем музыкальнее, выразительнее ритмические движения. У музыки и движения есть много общего: это темп, динамика, ритм, художественный образ. Поэтому так важно тщательно подбирать музыку для создания образов, которая не только должна нравиться ребенку, побуждая его к движению.  
Танцевальные этюды   
 «Тили-тили» из собрания «Детские потешки»
 Тили-тили-тили-бом!
 Загорелся Кошкин дом.
 Кошка выскочила
 Глаза выпучила.
 Бежит курица с ведром
 Заливает Кошкин дом.
 «Новогодняя» стихи К. Чуковского
  Были бы у ёлочки ножки,
 Побежала бы она по дорожке.
 Заплясала бы она вместе снами,
 Застучала бы она каблучками.
 Закружились бы на елочке игрушки-
 Разноцветные фонарики, хлопушки.
 Завертелись бы на елочке флаги
 Из пунцовой и серебряной бумаги
 Потому что у ворот
 Постучался Новый Год!
 Новый, новый, молодой
 С золотою бородой!
Упражнения на повторение «движений» растений.
Упражнение № 1. Дерево
Пофантазируйте с ребёнком. Представьте, что Вы – дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуйте изобразить, как дерево живёт, а малыш пусть за Вами повторяет. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону. Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее. Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле. И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось.Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зелёный росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.
Упражнения № 2. Роза
А теперь перенеситесь в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите один какой–нибудь цветок, например Розу. Попробуйте изобразить, что с ней происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир.
Упражнения на повторение движений животных.
Упражнение №1. Кошка
Это самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем повсюду, у многих они есть дома. Какие же пластичные движения свойственны кошке? Представьте себе какую-нибудь кошку, которую Вы видели. А теперь вспомните, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину. Пройдитесь как кошка! Вспомните, как кошка умывается, попробуйте вместе с ребёнком делать те же движения, что и она. Кошка фырчит, выгибая спину, когда сердится или хочет напугать. Посмотрите, как она прогнулась, когда ластиться или когда у неё просто хорошее настроение.
Можно придумать и сыграть сценку – этюд: кошка спит, удобно свернувшись калачиком, но вот она проснулась, потянулась, умылась и стала разгуливать по комнате.
Упражнение № 2. Лягушка
Основными движениями у лягушки являются прыжки. Прыгайте вперёд, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами! Представьте, что лягушка плывёт, и повторяйте её движения.
Придумайте и сыграйте сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представьте, что на болоте, где живёт воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать – петь в хоре, кто-то показывать акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать.
Упражнение № 3. Лебедь
Ну, конечно, мы знаем эту удивительную благородную птицу с огромными крыльями и красивой длинной шеей. Главное в пластическом изображении лебедя – это руки. Плавно поднимайте и опускайте руки. Поднимитесь на носки и продолжайте движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.
Танцы-импровизации.
Если немного пофантазировать, то можно придумать танец самостоятельно – это будет танец-импровизация. Для того чтобы исполнить его, нужно только включить музыку и дать волю воображению. Главное – это очень внимательно слушать музыку – она всегда подскажет, какое движение выбрать.
Пластические этюды под чтение стихов.
Выразительно читая стихотворение, можно выразить его содержание при помощи движений. Фантазировать таким образом можно с любыми стихами.
Этюд № 1. Считалочка
Вышли мыши как-то раз (ходьба на носках)
Посмотреть, который час.
Час, два, три, четыре (4 хлопка в ладоши)
Мыши дёрнули за гири (поднять и опустить руки)
Вдруг раздался страшный звон (присесть, закрыть уши)
Убежали мышки вон!
Этюд № 2. Бабочка
Меня напрасно осуждают,
Что я танцую без конца, (взмахи руками)
Пою, кружусь я и порхаю,
Чтоб людям радовать сердца (покружиться на месте)
А мир так весел и прекрасен,
В нём звон ручьёв и леса шум (подскоки вправо со взмахами рук)
И как же должен быть несчастен
Кто вечно мрачен и угрюм. (подскоки влево со взмахами рук)
 Владение жестом не является врождённым навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети в танце не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребёнка участвовало всё тело.
Примеры толкования некоторых жестов:
Удивление. Приподнять плечи, руки слегка развести, ладони раскрыть.
Клич. Ладони приложить «рупором» к приоткрытому рту, корпус направить в сторону посылаемого «звука».
Благодарность. Сложенные вместе ладони прижать к груди, локти расставить в стороны, голову наклонить вперёд.
Просьба. Правую или левую руку вытянуть вперёд с повёрнутой вверх ладонью. Тяжесть тела перенести на переднюю часть стоп. Шею и корпус направить вперёд.
Отказ. Руку вытянуть вперёд с вертикально поставленной кистью. Ладонь повернуть «от себя», корпус наклонить назад, голову повернуть в сторону.
Несогласие. Покачать головой из стороны в сторону.
Приветствие. Правую руку поднять вверх, производить маховые движения кистью из стороны в сторону.
Актёрский этюд можно назвать упражнением для развития наблюдательности и фантазии. Этюды помогают с лёгкостью перевоплощаться не только в других людей, животных, но и в предметы, окружающие нас в повседневной жизни. На занятиях детям предлагаются несложные задания.
Изобразите в движении транспортное средство:
- велосипед;
- самолёт;
- поезд.
Изобразите танец:
- лисы;
- пингвина;
- ёжика.
Пройдитесь так, как в вашем представлении ходят:
- маленькая девочка в хорошем настроении;
- старик с палочкой;
- малыш, который учится ходить.
Представьте мимикой и изобразите походкой:
- испуганного кота;
- сытого поросёнка;
- радостного зайчика.
Покажите, как:
- ребёнок ловит комара;
- вратарь ловит мяч;
- рыбак поймал большую рыбу.
Придумайте и покажите, как здороваются друг с другом:
- крокодилы;
- медведи;
- гусеницы.
Предложенные задания и упражнения позволяют достичь раскрепощения ребёнка, почувствовать возможности своего тела; развития выразительности телодвижений; развития двигательных способностей; мышечной свободы.
Пластические этюды становятся ещё более интересными для ребят, если в них использовать различные способы звукоподражания. Хлопки, шлепки, щелчки пальцами, цоканье языком, шипение, бульканье, жужжание, шуршание, стук… Выбор для творчества огромен, нужно только предложить возможность пофантазировать и тогда музыкальное произведение превращается в настоящую «звучащую картину», маленькое театральное представление.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ ПО МОТИВАМ ПРИРОДЫ
Можно наблюдать природу, можно изучать ее по книгам, отражать в рисунках и сочинениях, можно общаться с представителями животного и растительного мира, а еще... можно стать растением или зверьком во время танца, погружаясь в музыку и используя пластические средства.
 «Вся вселенная может звучать в искусстве танца»,— говорил Тихомиров В.Д.. Сюжеты многих балетов раскрывают темы явлений природы (Э.Григ «Ледяная дева», П.Чайковский «Весенняя сказка» и др.). В. сказочных сюжетах действующими лицами являются животные, растения и птицы (П.Чайковский  «Лебединое озеро», И.Стравинский «Жар-птица», И. Морозов «Доктор Айболит», Ц.Пуни «Конек-Горбунок», Б.Асафьев «Белая лилия» и т.д.)
Выразительность человеческого тела имеет безграничные возможности в создании любого образа. Как часто вам приходится видеть танцующих на сцене «сороконожек»,  «пингвинов», «ласточек»... Привлекают и расцветающие на сцене цветы, зажигающиеся звездочки. Да, дети могут стать и «колокольчиками», и «бабочками».
Каждый этюд предполагает введение ребенка в роль животного, растения или объекта неживой природы. Для этого необходимо предварительное наблюдение заданного объекта, чтение дополнительной литературы о нем. Собранная информация проговаривается на занятии. Создается устный образ животного или растения, который затем будет оживлен под музыку. Прослушивая музыку, определяя ее характер, дети начинают более глубоко чувствовать и характер героя. И затем воплощают свои фантазии, создавая образ при помощи пластических средств.
Этюд «Кошечка».
 «Позови кошечку». Ребенок представляет себе образ кошки, которую он должен позвать. Обычно дети сопровождают это привычными жестами и звуками. Далее их воображение рисует кошечку, и они начинают с ней «общаться»: поглаживают, кормят, укладывают спать. Проявляют элементы заботы о животном. Делают они это очень трогательно, чувственно. Проявляется нежное отношение ребенка к животному.
Далее задача усложняется. Преследуется цель — развитие наблюдательности, чтобы ребенок мог воспроизвести движения животного: как она спит, потягивается, умывается, играет... Как правило, дети хорошо усваивают эти движения и потом повторяют их на уроке, когда преподаватель предлагает ребенку перевоплотиться в кошечку. Если ребенок не до конца понял задание или не сумел передать своеобразие животного, то ему помогает обсуждение проделанных детьми движений.
Со временем домашнее задание детей усложняется — им предлагается обратить внимание на характер животного, настроение, на особенности его поведения. И впоследствии дети, кроме пластического изображения животного, представляют его эмоциональный образ: кошечка больна, расстроена, весела.  
В процессе этюда сюжетная линия развивается, и в конце детям задается ситуация в динамике: «Кошечка спит, просыпается, потягивается, умывается, кушает, играет». Все это сопровождается подобранным музыкальным материалом, который подсказывает ребенку последующие его действия.
Этюд «Росток».
Задание усложняется тем, что дети  должны иметь представление о том, как развивается из семечка росток любого растения. Поскольку это все скрытые процессы, здесь необходимы определенные знания о развитии растения, наблюдения, опыт по выращиванию растений.
Суть этюда состоит в том, что предлагается ситуация: ребенок  принимает на себя образ семечка, брошенного в землю. В рыхлую, мягкую землю сажают семечко. Какое-то время оно лежит в теплой земле, как в ладошках ласковой матери. Зарождается жизнь, появляются живые соки, энергия, которая формирует это растение и дает ему возможность увидеть свет.
Когда из семечка проклюнется маленький росточек, образное мышление ребенка подсказывает ему, как лучше показать этот пробивающийся сквозь землю росточек. Далее воображение ребенка помогает представить дальнейшее развитие этого росточка: как он  показывается на свет и начинает расти с большой жаждой жизни,  тянется к солнцу.
Далее тревожный музыкальный материал возвещает о том, что надвигается какая-то угроза. Идет дождь и затем град, который забивает растение, клонит его к земле. Но дует ветер, грозовые облака исчезают, и жизнеутверждающая сила растения дает ему возможность подняться и продолжать стремиться к жизни, ко всему светлому, доброму.  Каждая ситуация сопровождается определенным музыкальным материалом, который и должен развивать в ребенке умение определить характер музыки в соответствии с заданием.
«ПО СПИНКЕ ПОБЕЖАЛ РУЧЕЕК» (постановка корпуса).
На краю опушки,  в тени большого дуба,  из–под земли,  забил    маленький прохладный ключик. Он только что родился. Журча веселую песенку, ручеек стал искать русло–углубление, по которому можно пробежать по лесной полянке, чтобы отправиться в кругосветное путешествие. Русло ему необходимо, ведь он еще совсем маленький и может заблудиться.
Упражнение делается под фонограмму «Шум леса». Дети садятся на колени, закрывают глаза, внимательно слушают шум ручья, погружаются в природные звуки. Направляя лопатки вниз, « делают  русло для ручейка», для того, чтобы по спинке «побежал ручеек». Мышцы живота втянуть. Мышцы спины ниже лопаток напрячь, сделать «мышечный корсет».
«БУТОН ЦВЕТКА» (постановка кисти). 
Раннее, ранее утро. Сон царит на лесной поляне. Песня жаворонка разбудила нежно–розовый тюльпан. Цветочек расправил стебелек, покачал сонной головкой. «Пора просыпаться!!!»  – щебетал лесной певец. «Ну, что ж,– подумал  тюльпан, – пожалуй, стоит прислушаться к совету». Встряхнул головкой и раскрыл два маленьких розовых лепесточка, внутри показались тоненькие, покрытые налетом пыльцы, тычинки.  Бутон стал медленно раскрываться. Цветок проснулся. 
«ЛИСТИКИ И ВЕТЕР» (упражнение для укрепления мышц корпуса, ног, рук).
Порыв ласкового ветерка сорвал с клена листочки. Им совсем не хотелось все время болтаться на одной ветке и смотреть сверху вниз. Поэтому было очень кстати озорство непоседы ветра. Он гнал их по земле, вихристо закручивался, увлекая за собой, кленовую стайку. Порой  подбрасывал вверх, порой гнал по кочкам, полоскал в воде и сам же высушивал.
«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» (прыжки на двух ногах).
С солнечным зайчиком весело играть в пятнашки. Никогда не знаешь, куда он прыгнет.  Я попробую его догнать. Он -   направо,  я –  направо, он -   налево,  я – налево, вверх, вниз, вперед,  назад. Вот озорник! Но я все равно его догоню.
Пластические этюды
1. Образно-пластическое творчество детей
Изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне.
Обыгрывание ситуаций
Кошка и мышка. 
Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.
Передать движением, мимикой или иным способом бычка и ежика (по содержанию стихотворения).
Ежик и бычок
Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
Но, лизнув его, бычок
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
«В рот не суй что попадется!» А. Воронъко
2. Образно-пластическое творчество детей
Представить: вы строители. Наливаете краску в ведро, красите стену, ставите лестницу к стене, поднимаетесь по лестнице, забиваете гвозди молотком, сверлите дырки дрелью, вставляете стекла в раму, проводите электропроводку, открываете и закрываете замок.
Угадайте, что я делаю.
Один ребенок показывает действия строителей, а другие — угадывают.
Образные перевоплощения и оживление предметов
Изобразить подъемный кран, груженый самосвал, брошенный на дороге кирпич, бетономешалку, электродрель и другие инструменты.
Изобразить дом, покинутый хозяевами; разрушенную избушку; дом, в который въезжают новоселы.
Представить себя пилой, полотком, дрелью. Показать назначение этих инструментов.
3. Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.
Обыгрывание ситуаций
Медведь в берлоге.
Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
Медвежата и пчелы.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.
Олени в тундре.
Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.
Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.
Шумный Ба-Бах
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-Бах!
И, заслышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук,
На сосну взбежал Цок-цок,
В чащу кинулся
Прыг-скок;
Чик-чиришка в листья — порх!
Шебуршонок в норку — порх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу Ба-Бах
В очень громких сапогах. Дж. Ривз
Мишка
Бедный мишка заболел —
Мишка много меда ел.
Мишка плачет и кричит:
— У меня живот болит!
Мишка стонет,
Слезы льет —
У него болит живот.
Непослушный
Жадный мишка
Съел лесной малины

Лишка. Ф. Бобылев

Комментариев нет:

Отправить комментарий