среда, 8 января 2014 г.


 ОТ КРИКА - К ПЕСНЕ
1.    Одна из проблем заключается в том, что мы не умеем кричать так, чтобы крик стал песней. Простое «А-у!» оказывается камнем преткновения для многих. В этом и состоит тренинг по снятию внутреннего запрета на крик. Цель упражнения - добиться природного звучания голоса: вольного, легкого, звонкого и непритворного.

2.    Диагностика взаимодействия.
Другая проблема заключается в том, что мы не слышим, мы не можем повторить, нам трудно придумать свое. Требуется пересечь круг и, подойдя к избранному партнеру, пропеть ему короткую распевку. Тот в свою очередь должен повторить ее с точностью, а затем выбрать другого партнёра и пропеть уже свою распевку. Здесь речь не идет о талантах, наличии или отсутствии музыкального слуха. Главное заключается в том, чтобы суметь услышать другого и проинтонировать сходно с ним. Это упражнение позволяет определить готовность группы к совместной работе и продемонстрировать умение каждого самовыразиться и услышать другого.

3.    Упражнение «Окликание».
Когда вы проводите упражнение с окликом, можно добавить к нему имена или веселые ласковые слова. Упражнение можно делать поочередно, но наибольшая раскрепощенность достигается, когда позволено кричать в общей группе. Группа при этом перемещается по залу, окликая друг друга: «Эй! Голубчик!», «Эй! Красотка!»
 
4.     Упражнения «Взлёт и падение».

Упражнение состоит в следующем: берется дыхание и издается любой из чистых звуков (а-о-у-э-и), сначала лучше «а», направленный вперед. В конце дыхания этот звук или «съезжает» вниз, или «взмывает» вверх. Желательно сопровождать упражнение движениями рук и головы — то мы смотрим вверх (подъем голоса), поднимая руки, то вниз (спад), приседая и опуская руки к земле. Это упражнение позволяет не закрывать голос, почувствовать его верхний и нижний пределы, освоить свободу простейшего управления собственным голосом.

5.    «Гукание».

Исполнение гукальных песен с отработкой чистоты подъёма голоса на октаву вверх. Вы можете выбрать игру с ауканьем, а можете, подводя к культурно-исторической основе, разучить гукальную песню и отработать чистоту подъема голоса на октаву вверх. Там ему уже не удастся остаться закрытым, там его открытым обязывает быть устремленность ввысь.

 ЕДИНЕНИЕ

6.     Упражнение «Узоры».

С помощью цепного дыхания члены группы, стоя в кругу, издают заданный звук. После того как выстроено «тело звука», я прошу продолжить звучание, а сама в это время начинаю импровизировать тем же звуком с помощью варьирования его высоты и длительности. В результате на фоне общего звучания выстраивается некий рисунок, узор. В конечном итоге это упражнение будет способствовать развитию гармонического слуха и, безусловно, чуткости при обращении с другими людьми, умению со-звучать с ними.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ

7.     Упражнение-игра «На базаре».

В этой игре важно задать позитивные моменты так, чтобы выкрики «торговок» не были грубыми или неприличными. Участники начинают имитировать продавцов, которые во все горло расхваливают свой товар, предлагая-его наперебой покупателям. Уход в игру, в определенную роль дает возможность забыть о голосе, и он сам очень скоро становится звонким, пронзительным, направленным вовне.

8.     Упражнение-игра «Приветствия».

Вначале все свободно перемещаются по залу, глядя себе под ноги. Затем по моему сигналу начинают перемещаться и попутно встречаться друг с другом глазами, фиксируя встречу улыбкой. Затем перемещение (по сигналу) продолжается, но все участники здороваются за руку, одновременно придерживая друг друга за локоть. Такой более тесный телесный контакт — знак доверия. На четвертом этапе после сигнала участники игры при встрече друг с другом со словами «Радость моя!» заключают друг друга в объятия.
Уход в игру, в определенную роль дает возможность забыть о голосе, и он сам очень скоро становится звонким, пронзительным, направленным вовне, а контакт с другим человеком, окрашенный радостью, позволяет снимать привычные зажимы и перед незнакомыми людьми.

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ

9.     Упражнение-игра «Змейка».

Суть упражнения сводится к тому, чтобы шла работа над удлинением выдоха, на котором строится и длина песенной строки, и наше здоровье.
Все становятся в круг на расстоянии друг от друга. Один ребёнок (ведущий) с выбранным им звуком начинает перемешаться по кругу между стоящими детьми так, чтобы с помощью этой змейки прийти на свое место. При этом важным моментом является то, что выполнять все предстоит на одном дыхании. Затем эстафета передается соседу.

10.  Упражнение-игра «Звездочка».

Более сложное упражнение, поскольку все перемещения осуществляются внутри круга, что увеличивает длину пути, а соответственно и длину выдоха.
Ведущий начинает петь звук и, пересекая круг, подходит к одному из членов группы. Они обмениваются кивками (звучание продолжается!), ведущий резко разворачивается и направляется к другому, и так далее. Суть в том, чтобы не идти по кругу, а совершать резкие повороты, выстраивая внутри круга некую «звездочку», пока не удастся обойти всех.

ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ

11.  Упражнение «Сравнение».

Предложите детям один и тот же звук пропеть сильно хмурясь, а во второй раз — с широкой улыбкой. Затем все вместе попытайтесь выяснить, чем отличаются сами звуки в этих трех позициях, а чем — соответствующие им внутренние ощущения поющего; как положение щек влияет на глубину и чистоту, на направленность звука.

Комментариев нет:

Отправить комментарий