воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Влияние музыки на психику ребенка


     Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успо­каивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слу­шаете вы и ваши дети.
     Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешен­ности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям.       Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т. к. она усиливает проявления отри­цательных свойств в поведении ребенка.
     Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию вни­мания.
     Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.
     Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гип­нозу. Вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие (что издавна использовалось народными целителями), а в другом — причиняют человеку вред.
     Речь человека является сильнейшим фактором воздействия как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее со­стояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологи­ческом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания.

                                                     ДОМАШНИЙ ОРКЕСТР

     Как правило, дети испытывают большую потребность в музыкаль­ных игрушках. С помощью игрушечных музыкальных инструментов музыка проникает в быт семьи.
     Как пользоваться такими музыкальными игрушками? Взрослый исполняет знакомые для детей музыкальные произведения, а дети слу­шают. Постарайтесь выбирать мелодии, где нет больших интервалов, скачков. Играйте в медленном темпе, чтобы ребенок мог проследить за вашим исполнением. Затем ребенок может присоединиться к вам и только потом— попытаться исполнить мелодию самостоятельно.
     Дошкольники очень хорошо чувствуют эмоциональную выразитель­ность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому необходимо способствовать развитию музыкальных способностей ре­бенка (музыкальная память, чувство ритма, и т. п.) не только на му­зыкальных занятиях, но и с помощью домашнего музицирования.









Комментариев нет:

Отправить комментарий